Владимир Лукич Боровиковский (1757-1825) замыкает плеяду крупнейших русских портретистов XVIII века. Боровиковский родом с Украины. Первоначальное образование он получил у отца - живописца и иконописца, в дальнейшем в Петербурге (с 1788 г.), где совершенствовал свое мастерство у австрийского живописца И.-Б.Лампи-старшего (работал в России в 1792-1797 гг.)
Боровиковский быстро приобрел известность, в 1795 году Академия художеств присвоила ему звание академика. Значительное влияние на формирование Боровиковского оказало его сближение с литературно-художественным кружком Н.А.Львова, к которому примыкали поэты В.В.Капнист, Г.Р. Державин, композитор Е.И.Фомин, писатель и музыкант Ф.П.Львов, архитектор П.С.Филиппов. Покровителем кружка был А.А.Безбородько, возглавлявший Коллегию иностранных дел. Благодаря этим связям Боровиковский портретировал известнейшие фамилии Петербурга - Лопухиных, Толстых, Гагариных, Безбородко.
Преобладающее место в творчестве Боровиковского занимали небольшие, обычно поясные или поколенные, камерные портреты. Женские модели, представляемые художником на пейзажном фоне, проникнуты идиллическим настроением, чувствительностью, культивировавшимися литературой сентиментализма. Таковы героини портретов 1790 - начала 1800-х годов - Е.А.Долгорукая, М.Ф.Дунина, М.А.Орлова-Денисова, Е.Г.Гагарина, Е.Г.Темкина, мечтательно-поэтичная М.И.Лопухина.
В своих работах Боровиковский создает однообразную, но единственную по гармонии красок, превращающую тщеславную мишуру нарядов в своего рода "покров души", в ангельское одеяние, как нельзя более соответсвующее тем духам во плоти, которых оно облекает: таковы все дамские прозрачно-дымчатые ткани и ленты его портретов. Боровиковский оставил общирное наследие, но одного только портрета Лопухиной было бы достаточно для того, чтобы его имя навсегда вошло в историю искусства.